Былое и думы Сергея Шарилова

Главному внештатному специалисту по анестезиологии и реаниматологии ГУЗО Минского облисполкома исполнилось 65 лет.
А он все такой же целеустремленный, инициативный и легкий на подъем. Этот человек с неиссякаемой энергией уже много лет несет огромную ответственность. На его счету тысячи спасенных жизней, вырастил не одно поколение учеников, которые сегодня работают по всей республике.
Быть на работе на 40 минут раньше — многолетняя привычка Сергея Михайловича. С утра уже в курсе произошедших за смену в Минской ОКБ изменений. Приступает к делу, вникнув в проблемы и найдя пути их решения.
— Вы один из немногих, на чьих глазах служба анестезиологии и реанимации прошла этапы зарождения, становления и развития. Сегодня трудно представить, какая смежная специальность может без нее обойтись. С чего все начиналось?
— Выделение отдельной специальности «врач-анестезиолог» началось на рубеже 1960–1970-х годов, — вспоминает юбиляр. — До этого врачи-анестезиологи-реаниматологи числились в отделениях хирургии. В Беларуси основоположником службы считается профессор И. З. Клявзуник. 1 февраля 1968 года в БелГИУВ (ныне — БелМАПО) была создана кафедра анестезиологии и реаниматологии, которую он возглавил. Постепенно расширялась производственная база, накапливался опыт, разрабатывались регламентирующие приказы, выделялись ставки.
…На базе Минской ОКБ областной службой руководил Н. П. Рудый. Сергей Михайлович был его официальным «дублером». Часто отправлялся в командировки по районам. Выездные консультации и транспортировка осуществляются и сейчас, но раньше это была именно организация работы на местах. Первое время функция сводилась только к анестезиологическому обеспечению. Постепенно развивалась служба реанимации и интенсивной терапии. А с 1978 года самостоятельной стала детская анестезиология и реанимация, хотя отделения детской хирургии еще какое-то время находились во «взрослых» стационарах.
— Возросла ли с тех пор нагрузка на врача-анестезиолога-реаниматолога?
— Не могу сказать, что она увеличилась.
Аппендэктомий 30 лет назад проводилось как минимум раза в три больше. Наркозы в основном применялись масочные. Использовался эфир.
Аппараты «Полинаркон» — с ручной вентиляцией. Районы оснащались в основном аппаратами «УНО» и «Красногвардеец». «Фаза» и «РО» появились позднее. Хирургических отделений в области было больше: в районных больницах, Руденске, Кривичах, Плещеницах, Заславле. Там также нуждались в анестезиологическом пособии.
Медсестер всегда не хватало. Для их подготовки были предусмотрены трехмесячные курсы. Работа требовала большой самоотверженности. Не сравнить даже, в каких условиях транспортировали пациентов на санитарных машинах, которые тоже были в дефиците. Приходилось летать на самолетах, вертолетах. Сегодня трудно представить, что в те времена наркозы проводили без следящей аппаратуры, со столь примитивными дыхательными аппаратами. Работать с такими препаратами, как, скажем, эфир, виадрил или сомбревин, гораздо тяжелее. Они уже не используются, и большинство современных врачей с ними не сталкивались.
Довольно сильно изменилась и структура заболеваемости, считает Сергей Шарилов. Раньше в отделении анестезиологии и реанимации преобладала в основном хирургическая патология.
— В день проводили по две-три резекции желудка — часто из-за язвенных стенозов, — рассказывает Сергей Михайлович. — Сейчас, когда появились современные ингибиторы Н+, эта операция стала редкой, кроме, конечно, онкологических случаев.
Приходилось встречаться с эклампсией. Вспоминаю, как при этом проводили продленные наркозы — при завешенных окнах, чтобы лишним раздражителем не вызвать судорожный синдром…
Иной раз за одно дежурство можно было принять несколько больных в астматическом статусе. Почти не видим тяжелых форм бронхиальной астмы. Зато не было столько тяжелых пневмоний, инфекций, сепсиса, деструктивных панкреатитов, РДСВ.
— Поменялся ли характер труда врача-анестезиолога-реаниматолога?
— Работа сегодня больше регламентирована, — говорит Сергей Шарилов. — А тогда приходилось много импровизировать. Немалой движущей силой выступала личная инициатива и желание помочь. Не было периферических катетеров — использовались иглы. Детям и взрослым выполняли венесекции. О наборах для катетеризации центральных вен мы могли только мечтать. Эпидуральная анестезия появилась в 1976 году.
Приходилось стачивать иглы, чтобы закруглить срез, а катетеры изготавливали сами — из проводов.
Все получалось, работало. Многое делалось на везении…
Что касается Минской области, открытым остается вопрос оснащения, — делится мнением юбиляр. — Существенным прорывом для нас стали 2005 и 2006 годы, когда в отделении анестезиологии и реанимации, а также в оперблоке провели реконструкцию. Планировка стала удобной, появились современные аппаратура слежения и аппараты ИВЛ, консоли и газовая разводка. Работа словно встала на новые рельсы.
С тех пор прошло 11 лет. Необходимо обновить оборудование, потому что нынешнее отстает, если брать в расчет, чего от нас требуют. Но не все так плохо. Недавно получили новый реанимобиль с высококлассным аппаратом ИВЛ, дефибриллятором и следящей аппаратурой. Работать на нем начнем уже буквально через неделю.
Не так давно еще очень остро стоял кадровый вопрос, но сегодня он, я считаю, почти решен.
Сергей Шарилов — приверженец здорового образа жизни. Участвует в общественных мероприятиях и корпоративных выездах.
Это человек с такой волей, что иной раз может казаться даже суровым. А вместе с тем он обладает чувством юмора и излучает доброту, поэтому к нему и тянутся люди — рядом они ощущают себя комфортно и непринужденно.
Важнейшей ценностью и достоянием Сергей Михайлович считает семью.
— Это самое главное, что может быть в жизни каждого, — говорит он. — Когда закрыты тылы и дома порядок — все недуги нипочем!
Свободного времени у врача Шарилова не так много, но досуг он всегда проводит с близкими. Много внимания уделяет подрастающим внукам.
А еще очень любит природу. Известен как прекрасный садовник, опытный банщик и страстный дачник.
Весь коллектив Минской ОКБ желает дорогому Сергею Михайловичу крепкого здоровья, долголетия, удачи в делах и побед, а в доме — мира и благополучия. Оставайтесь для нас примером!